Историко-патриотический музей «Память» Альметьевского отделения Татарстанской Республиканской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и других локальных конфликтов является одним из звеньев всей системы героико-патриотического воспитания в Альметьевском муниципальном районе. Музей создавался участниками Афганской войны начиная с 1992 года и действовал как музейный зал. 6 июля 1997 г. – день официального открытия музея и открытие памятника погибшим воинам-интернационалистам. Первым директором музея был ветеран ВОВ и труда В.С.Левин, отец воина-интернационалиста, кавалера Ордена Красной Звезды С.В.Левина. Музей принял около 20 тыс. посетителей: учащихся учебных заведений г. Альметьевска и Альметьевского района, дошкольные учреждения, трудовые коллективы, молодоженов и отдельных посетителей. Количество экспонатов: около 1,5 тысячи. С 2004 года, в период капитального ремонта помещения офиса и музея, Совет организации принимает решение по проведению реконструкции музея. Принимается новая концепция реконструкции музея, разработанная методистом музея Степановой Н.П., соответственно которой музей должен отражать периоды Афганской, Чеченской войн, а также включать информацию о 3-х поколениях защитников Отечества (семейные династии). «Заглавной» должна была стать экспозиция, посвященная истории создания ветеранского объединения «Память». Для осуществления запланированной работы, организация вложила собственные средства более 200 тыс. рублей: было приобретено и установлено музейное оборудование, проведены оформительские работы. В июле 2007 г., в свой 10-летний юбилей, музей возобновил работу, продолжая также свою деятельность в плане реконструкции. Для получения дополнительных средств на завершение реконструкции музея соответственно концепции, организация в 2011 г. разработала и предоставила проект «Память» на конкурс социально ориентированных некоммерческих организаций для получения субсидии из бюджета Республики Татарстан. На выделенные средства в размере 140.000 рублей, в рамках проекта проведен цикл мероприятий по завершению реконструкции историко-патриотического музея «Память». Расширено экспозиционное пространство уже созданных ранее пяти экспозиций основного зала и создана дополнительная экспозиция в малом зале, посвященная альметьевцам, исполнившим служебный долг за пределами Отечества (15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества). Таким образом, создан единый образ историко-патриотического музея, логически выстроена вся информация о ветеранах боевых действий в Афганистане, Чечне и других локальных конфликтах. Также была проведена большая работа по открытию сайта музея и переводу экспонатов в электронный вид. По завершению комплекса мероприятий в рамках проекта, историко-патриотический музей «Память» становится полноценным центром, способным помочь молодому поколению более глубоко вникать в происходящие общественные процессы в прошлом и на этой основе воспитывать в себе чувство долга, уважения к прошлому и стремлению умножать и развивать славные боевые традиции своих предков. На протяжении всего периода деятельности организации и музея сложились определенные традиционные формы работы со всеми возрастными группами детей и молодежи. В музее проводятся не только экскурсии, но и тематические мероприятия, Дни памяти, встречи ветеранов боевых действий, церемонии награждения. Воспитательная работа – продолжительный процесс, не выдающий сиюминутного результата, поэтому музей принимает детей, начиная с дошкольного возраста и учащихся начальных классов. И поэтому постоянно ведутся поиски форм работы для доступного восприятия содержания музея для каждой возрастной группы. Так, например, апробируется одна из инновационных форм работы музеев – интерактивная игра, которая предполагает не только одностороннее получение знаний: “экскурсовод – посетитель”, но и их активное взаимодействие, в т. ч. с привлечением музейных средств. Для учащихся среднего возраста разработана интерактивная экскурсия – игра «Путешествие во времени», в процессе которой участникам предлагается «запустить» машину времени на станциях «Победители» (ВОВ), «Интернационалисты» (Афганистан), «Миротворцы» (Чечня) через отбор предложенного набора экспонатов. Используются и другие приемы активизации экскурсантов. Во время экскурсии проводятся мастер-классы: (младшие классы) по изготовлению солдатского треугольника (на примере подлинника –экспоната) для поздравления членов семьи с Днем защитника Отечества; - (средний возраст) предлагается проявить навыки сотрудников музея и создать выставку из предлагаемого набора экспонатов для создания коллажа на поздравительную открытку. В период летних каникул для пришкольных лагерей отдыха – проводится игра «Разведчики» или «Если бы экспонаты умели говорить», когда каждое отделение с командиром находит «зону удивления» и составляет коллективный рассказ об экспонате. По особому календарю музеем проводятся Дни Памяти, посвященные землякам, погибшим при исполнении служебных обязанностей в Афганистане, Чечне и Таджикистане, которые являются традиционной формой работы по увековечиванию памяти погибших воинов. Участники: семья погибших, учебные заведения, в которых учились погибшие ребята, друзья, ветераны боевых действий - однополчане. Содержание мероприятия: тематическая экскурсия «День Памяти», выставление портрета погибшего и возложение цветов к памятнику на Площади памяти, посещение мест захоронений с возложением цветов, посещение семьи погибшего. Музеем проводится работа по созданию поисковых групп при школах для уточнения и сбора дополнительной информации о погибших воинах. С Площади Памяти начинается экскурсия, посвященная Дню героев Отечества. Чтить память павших и ныне живущих героев - участников боевых действий, награжденных различными орденами и медалями - основная тема экскурсии, которая проводится с использованием экспозиций в малом и основном залах музея, в том числе и о Герое России Супонинском Александре. В результате совместной работы с Альметьевским отделом военного комиссариата РТ и учебными заведениями, экскурсионной работой охватываются юноши, которые становятся на первичный воинский учет. Для этой категории посетителей музея разработана тематическая экскурсия «Символы воинской доблести, чести и славы». Уже восьмой год организация и музей работают с детьми ветеранов боевых действий: в том числе инвалидов и умерших ветеранов - участниками профильной смены «Аврора-Юный спецназовец» Республиканского военно-патриотического лагеря «Мечта», среди которых, можно сказать, сложилось детское Боевое Братство. В канун отъезда в лагерь для детей проводится экскурсия, во время которой информацию экскурсовода дополняют ребята, рассказывая о своих отцах-участниках боевых действий в горячих точках. По возвращению из лагеря - традиционная встреча «юных спецназовцев» с ветеранами боевых действий в День спецназа. Некоторые из этих ребят уже успешно отслужили в спецназе Российской Армии (сын инвалида Брагина Сергея). Для студенческих групп проводятся экскурсии уже чисто информационного плана. Но при использовании любой формы работы с экскурсантами, материал о подвиге каждого поколения защитников Отечества подается через призму родной семьи, истории своего района, города, в результате чего материал приобретает более чувственный, эмоциональный, личностно-значимый характер. Музей является своеобразным методическим центром, куда постоянно обращаются учащиеся, студенты, их родители, руководители и специалисты подростковых клубов, музеев учебных заведений и других воспитательных учреждений для получения социально-консультационных, образовательных и методических услуг. И поэтому нами открыт сайт, приобретена оргтехника и оборудовано рабочее место для посетителей в основном зале музея, что позволяет также использовать Интернет, компьютер в качестве вспомогательных средств при проведении экскурсионной работы. Историко-патриотический музей «Память» Альметьевского отделения «ТРООИВА и ДЛК», находящийся на площади воинской Славы в комплексе с памятником погибшим участникам боевых действий в Афганистане и Чечне, способствует наиболее эффективному и всестороннему показу истории, как целостная взаимосвязанная музейно-выставочная система.